Концепция проекта
Проблема, на решение которой направлен проект
Каждый из нас живёт в мире современных технологий, которые создают нам незаменимый комфорт и возможность двигаться вперед. Однако никакие технологии не заменят нам нашу настоящую жизнь...наших детей. То, какими они вырастут и кем станут в будущем - зависит от нас уже сейчас. А между тем, дети всегда нуждались и будут нуждаться в особом к ним внимании.
Известно, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Среди множества факторов, обуславливающих развитие дошкольника, наиболее мощным является культура, в том числе и культура речи. Можно сказать, что речь человека - его визитная карточка. Даже незначительное нарушение вызывает дискомфорт, неуверенность в себе, речевые нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми письмом и чтением. Правильная организация коррекционно-развивающей работы помогает таким детям справиться с нарушениями в речевом развитии. Для преодоления системного нарушения речи у дошкольников необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура».
Музыка, как вид искусства - источник особой детской радости. Ребенок через универсальный язык музыки открывает для себя силу волшебных звуков, при достаточном богатстве впечатлений стремится выразить себя через музицирование, словотворчество. Сочетание музыкально-ритмических, речевых, музыкальнодвигательных игр, пение и танцы под музыку положительно влияют на эмоциональный фон, двигательную активность, различные психические процессы (память, мышление, внимание) и конечно же, речь.
В музыкальной деятельности МБДОУ детский сад «Островок» программа используется основная образовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» Н.Е.Вераксы и парциальная программа «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А. Новоскольцевой. Одновременно осуществляется развитие речи детей по программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
Отличием программы «Ладушки» является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми. На музыкальных занятиях, вечерах досуга органично сочетаются музыка и движение, музыка и игра, музыка и речь. Программа выстроена адекватно возрастным возможностям детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности. Строится на принципе партнерства, что дает возможность сделать учебный процесс интересным, творческим, радостным и эффективным.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Детский фольклор - это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Этивозрастные психические особенности, взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, меняется по мере развития ребенка с самого рождения,
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый
легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - звуковые, речевые, смысловые.
Положительные эмоции, полученные в процессе ярких нестандартных занятий, помогают ребятам лучше и быстрее усваивать коррекционно-развивающий материал. Применение разнообразных детских музыкальных инструментов обеспечивают благоприятный эмоциональный фон, создают у детей положительную мотивацию на преодоление речевых расстройств.
Цель проекта
Создание условий для функционирования фольклорного кружка «Калейдоскоп» в ДОУ в целях развития и коррекции нарушений речи ребенка.
Задачи проекта
1. Развивать и корректировать нарушение речи ребенка через систему мероприятий в рамках образовательной дополнительной программы фольклорного кружка «Калейдоскоп».
2. Привлечь педагогов и родителей воспитанников ДОУ к реализации
проекта.
3. Обновить учебно-методический комплекс по теме проекта.
Способы достижения цели и решения задач
Группы участников проекта:
- воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи»;
- музыкальный руководитель;
- учитель-логопед;
- воспитатели ДОУ;
- инструктор по физической культуре;
- родители воспитанников.
В работе будут использоваться разные виды деятельности:
- обучение правильному произношению;
- приобщение детей к русской национальной культуре;
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы;
- наблюдение;
- народные подвижные игры;
- игры на развитие мелкой моторики;
- театрализованная деятельность;
- песни и пляски;
- игра на музыкальных инструментах.
Мы предполагаем, что результаты, полученные в ходе реализации проекта, окажут помощь воспитателям, родителям, специалистам нашего учреждения, а также образовательным учреждениям нашего поселка и района.
При реализации проекта будут использованы следующие методы:
- метод педагогического исследования (анкетирование, изучение спец. Литературы, мониторинг);
- метод проектирования;
- метод педагогического наблюдения.
В календарном плане проекта имеется подробное описание шагов проекта. В рамках проекта в полном объеме будут проведены мероприятия в соответствии с разработанным планом. Осуществление действий в рамках проекта будет проходить под руководством музыкального руководителя с привлечением педагогов и родителей ДОУ, в последовательности отраженной в календарном плане. Будет использовано необходимое оборудование, имеющееся в ДОУ и приобретенное в рамках проекта.
Сроки реализации
1 этап - подготовительный 01.04.2017 - 01.05.2017г.
Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение с задачами проекта, подбор диагностического инструментария.
2 этап - практический 02.05.2017 - 31.07.2017г.
Приобретение необходимых инструментов и оборудования, проведение музыкально - логопедических занятий, привлечение родителей к деятельности фольклорного кружка «Калейдоскоп», а также фольклорных праздников и развлечений.
3 этап - обобщающий 01.08.2017 - 20.08.2017 г.
Сбор и обработка практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными данными; обобщение материалов проекта. Презентация проекта «Всё важное - рядом» на заседании педагогического совета в мае 2017 года.
Ожидаемые результаты проекта
• В МБДОУ детский сад «Островок» будет реализована Программа фольклорного кружка «Калейдоскоп»: в данном кружке будут задействованы 30 воспитанников ДОУ, а именно 15 детей старшей логопедической группы, 15 детей подготовительной к школе логопедической группы. В рамках проекта будет проведено 32 музыкально-логопедических занятия, а также не менее девяти фольклорных праздников и развлечений.
• Интегрированные занятия в рамках кружка «Калейдоскоп» позволят эффективно скорректировать имеющиеся речевые нарушения;
• Систематизация инструментария шумовых оркестров, песен и танцев русского народа;
• Создание условий для личностного развития дошкольников в художественноэстетическом плане задействованы все воспитанники ДОУ, но в рамках данного проекта охвачено 30 воспитанников.
• Работа в рамках проекта позволит улучшить речь дошкольников. Мы сможем оказать помощь большему количеству детей с нарушениями речи, до 85%. Для выявления позитивного результата музыкально-речевого развития будет проведена стартовая диагностика и промежуточный мониторинг, основываясь на методике Л.Фотековой, И. Новоскольцевой и И. Каплуновой.
• Мы предполагаем, что по окончанию проекта воспитанники, посещающие фольклорный кружок «Калейдоскоп» будут иметь: высокий уровень музыкальноречевого развития - 20-23 ребенка, средний уровень- 7 -10 детей.
Участниками проекта начата работа по систематизации методических разработок, рекомендаций Программ музыкального и речевого развития дошкольника. Просветительская работа с родителями средней, старшей и подготовительных групп показала высокую заинтересованность в проекте.
Распространение информации о проекте
Информация о деятельности по проекту будет осуществляться через публикации в СМИ, выступления детей на праздничных утренниках, развлечениях, музыкальных гостиных, на родительских собраниях, на сайте учреждения.
Дальнейшее развитие проекта/Устойчивость проекта
Приобретенные детские музыкальные инструменты, мультимедийное и офисное оборудование и ткань для пошива костюмов и драпировки реквизитов, приобретенные за счет проекта, в будущем будут активно использоваться дошкольниками в повседневной жизни детского сада, в праздничных мероприятиях, а также окажут помощь в музыкальном и речевом развитии воспитанников.
Просмотров: 6479